Главная » Статьи » Мои статьи

Восстание сырдарьинских казахов под руководством Джанхожи Нурмухамедова
Содержание





1. Социальная организация казахского общества в 15 – 17 веках.

2. Восстание сырдарьинских казахов под руководством Джанхожи Нурмухамедова



Предисловие:

История любого народа неразрывно связана с теми личностями, которые в разное время оставили яркий след в его судьбе. Говорят, что каждый человек является продуктом своей эпохи. Однако значительность любой исторической личности измеряется, прежде всего, ее мудростью, умением смотреть далеко вперед и степенью причастности к судьбе собственного народа и Отечества.

Предлагаемая вашему вниманию книга освещает жизненные пути выдающихся личностей казахского народа. В ней представлена когорта людей, которая формировалась в течение многих веков и являет собой "золотой фонд" нации. Книга охватывает временной период от легендарных имен эпохи саков, стоявших у истоков образования казахского этноса, до личностей, безвременно ушедших из жизни лишь недавно.

Составителям хотелось бы оговориться, что выносимый на суд читателей том не является научным биографическим исследованием жизнедеятельности великих сыновей казахского народа. Он представляет собой одну из попыток своеобразной "систематизации" ярких имен и личностей нашего народа, судьба которых так или иначе связана с важнейшими событиями, происходившими на нашей земле, с нашим народом на основе лишь известных фактов.

Во время работы над изданием возникла проблема определения критерия, которым можно было бы руководствоваться при отборе и включении в том тех или иных исторических личностей, поскольку, как оказалось, таковых имеется бесконечное множество. Принимая это во внимание, составители посчитали вполне обоснованным включить в данную книгу лишь тех, кто оставил неизгладимый отпечаток и яркий след в истории и духовной культуре казахского народа. Хотелось бы также заметить, что за рамками тома остались многие из наших выдающихся современников, которые и по сей день продолжают созидать и творить среди нас.

При составлении тома было использовано большое количество материалов предыдущих научных исследований, монографий, энциклопедической и справочной литературы. Составители выражают благодарность всем ученым, исследования которых оказались очень ценными при подготовке данной книги.



1. Социальная организация казахского общества в 15 – 17 веках

Казахское общество в XV-XVII вв. сохраняло традиции кочевой государственности. В нем, как и в предыдущих государственных образованиях кочевников Евразии, мы наблюдаем наличие сословных групп и прослоек, находившихся в тесных и неоднозначных .связях.

В целом, общество выглядит достаточно иерархичным. Высшее сословие в нем составляют потомки Чингис хана - торе, и ходжи, представляющие высшую религиозную прослойку. Эти группы организованы корпоративно, внутренняя жизнь эндогамна, привилегии

четко сформулированы. Носители фактической власти в кочевом обществе -родоплеменная знать, представляющая собой потестарную организацию казахов. Она стоит ступенью ниже, чем чингизиды и ходжи.

Далее в общественной структуре представлено основное население - кочевники-скотоводы, объединенные в родовые общины. В разряд особой группы - толенгутов включали приближенных и служащих в окружении торе. Состав этой группы постоянно пополнялся за счет рядовых кочевников и вольноотпущенников-рабов. Настоящие же рабы, немногочисленны в кочевом обществе казахов XV-XVII вв., в общественную структуру не входят, поскольку лишены всех общественных прав.

Таким образом, мы можем сгруппировать все вышеуказанные группы в два разряда: к первому относятся аристократия (ак суйек) и родовая знать, ко второму - независимые кочевники, представлявшие основное население степных просторов.

По своему социальному содержанию казахское общество было далеко неоднородным. Суть родовой организации кочевников не имеет ничего общего с родовыми устоями первобытных кровнородственных союзов. Влиятельные баи имели большое количество скота. Богатство способствовало повышению социального статуса людей, им открывалось широкое поле общественной деятельности. Значение баев в обществе определялось ролью сословия, к которому они принадлежали. Баи могли быть выходцами из султанов, из знатных родов, из среды «кара суйек», т.е. они не были однородным сословием. В то же время в обществе встречались неимущие, но очень знатные султаны, бедные, но очень авторитетные бии, батыры.

Общественная организация казахов XV-XVII века есть прежде всего переплетение множеств форм коммуникаций, лежащих в основе социальной жизни. Социальное устройство - это результат своеобразного уклада, оно порождается господствующим укладом в данном обществе. Для достижения определенного благосостояния кочевник, прежде всего, должен иметь обширную территорию, достаточное количество сезонных пастбищ. В случае же их нехватки скот гибнет. Потеря скота всегда влечет за собой изменение социальной значимости его хозяина. Широта социальных связей, которыми располагает богатый скотовод, служит мерилом социального положения в обществе: от этого зависит престиж среди соплеменников, наличие реальной власти, занятие общественных и, наконец, возможность создания полигамной семьи.

Естественное единство семьи предполагает близкое родство, общие интересы, нераздельное владением богатством. На зимних стоянках такие социальные единицы (ауыл-шанырак) объединяются в большую группу, так как в зимнее время трудности и опасности возрастают и их легче переносить коллективно. Так возникает родовое подразделение «ата баласы». Во главе родственного союза стоят старейшины (аксакалы). С давних пор такие родовые подразделения составляют исторические группировки, объединенные общим происхождением, совместной перекочевкой, военной организацией, и наличием руководителя - бия. Подобная организация носит название ру (род). Роды объединялись в союзы, а те, в свою очередь - в большие орды (жузы).

Таким образом, основу социальной организации казахов составляет племенная организация. Каждое сословие имеет свои определенные права и обязанности, свой статус. Социальный фактор в казахском обществе является ведущим, и социальное положение в подобном обществе определяется не столько его имущественным положением, сколько принадлежностью к тому или иному социальному слою. Сословные группы в сочетании с племенной организацией дополняли общую конфигурацию этноса.

В традиционном обществе казахов XVII века отчетливо выделяются следующие сословия; торе (ханы и султаны), ходжи и толенгуты. Поскольку они берут свое начало от Великого Чингиз хана - Небом Рожденного, они относятся к аксуйек (белой кости). Из них выбирались ханы и улусные султаны (улусы — большие союзы племен).

Ходжи возводили свою генеалогию к прямым потомкам пророка Мухаммеда. Это давало им возможность иметь привилегированное положение в казахском обществе, хотя кочевое население все еще находилось в плену шаманских традиций, признавая только на словах приоритет ислама и его носителей -ходжей.

Толенгутовство - ближайшее окружение торе. Формирование их идет как за счет свободных кочевников, ушедших из своих родов, так и вольноотпущенников-рабов (кул).

Казахское ханство состояло из нескольких улусов во главе с чингизидами ханствующего рода. По свидетельству Рузбихана, в начале

XVI в., крупных улусов было около десятка. Каждый улус состоял из определенного количества родов. Улус мог выставлять десять тысяч воинов. Во время военных походов общее руководство вели султаны и ханы. В принципе, основная функция ханов заключалась как раз во внешней деятельности, в военном предводительстве.



Хотя хан имел совет из улусных султанов, биев и жырау, самые важные дела общества выносились на курултай: решение вопросов территории, дипломатии, престолонаследия и военных действий. В казахском обществе в XV-XVII вв. основным механизмом регулирования выступала чингисова «Ясса». Вместе с тем на основе совершенствования «Яссы» вырабатывались уовые порядки общественной жизни. Таковы: «Касым ханнын каска жолы» - «Ясная дорога Касым хана», «Есим ханнын ески жолы» - «Проторенная дорога Есим хана». В XV т XVII вв. заметно некоторое оживление мусульманского права - шариата (во времена Тауке хана)



2. Восстание сырдарьинских казахов под руководством Джанхожи Нурмухамедова



Восстание сырдарьинских казахов под предводительством Джанхожи Нурмухамедова 30—50-е г. XIX в. знаменуют важный рубеж в истории Казахстана. В социально-экономическом положении края наблюдается рост экономического развития некоторых районов Казахстана, обусловленный втягиванием его в общероссийский рынок. Политическое положение Казахстана в этот период было нестабильным. Чрезвычайно тяжелым оказалось положение казахского населения, которое проживало на территории, расположенной по побережью Сырдарьи. Усиление экспансионистских устремлений Российской империи (в 1853 г. была взята Ак-Мечеть — В. Перовским), а также агрессивная политика хивинского ханства стали основной причиной борьбы присырдарьинских казахов подпредводительством Джанхожи Нурмухамедова. Один из руководителей рода шекты, Джанхожа снискал себе среди простых тружеников славу авторитетного и целеустремленного батыра, обладавшего незаурядными качествами. (Своевольныйи властный правитель Джанхожа к этому времени стал понимать, что казахи-егинши, которые составляли основную массу присырдарьинских казахов, были подвергнуты очень сильному колониальному гнету. Один из главных вопросов был вопрос о земле, После занятия Ак-Мечети была создана Сырдарьинскаяв оенная линия, где были отмежеваны большие площади для водворения казаков и переселенцев, и которые были изъяты из владения казахского населения. Само казахское население было обложено покибиточной податью. Кроме того, было наложено также множество повинностей — содержание дорог, постройка мостов,чистка магистральных арыков, гужевая повинность — казахи должны были выделять верблюдов для работ по требованию начальников линии, выделять людей для строительства укреплений и поставлять скот для перевозки строительных материалов. При этом выполнение повинностей часто совпадало с сезоном работ, что очень дорого стоило егинши. В 1849 г. было переселено в укрепление Раим первые 26 семейств оренбургских казаков. К 1857 г. около 3000 казахских семей были согнаны со своих мест и переселены туда, где не было пахотной земли и воды для орошения. На местах, где жили казахи, переселенцы пользовались большим преимуществом, что привело к жестокой эксплуатации казахского населения. Все это накапливалось на протяжении лет и в середине 50-х гг. XIX в.вылилось в открытое выступление казахов-егинши рода кишкентай-шекты. Произвол хивинского ханства по отношению к казахам оборачивался непосильным поборами, грабежами и самоуправством. В начале 50-х гг.действия батыра находились в поле зрения администрации и российской, и хивинской. Еще в 1843 г. Джанхожа разрушил хивинскую крепость на Кувандарье, и весной 1845 г. разбил отряд хивинцев до 2000 человек,посланный на восстановление разрушенной крепости. В борьбе против хивинцев Джанхожа пользовался своеобразной стратегией, нападал на укрепления,разрушал их. Так, его войсками была взята крепость Джана-Кала. В 1847 и 1848 гг. он не раз помогал русским войскам отбить хивинцев около крепости Раим. Джанхожа принимал участие и в восстании Кенесары (потом, правда, отойдя от этого движения) и вместе с Кенесары разгромил крепость хивинцев Сузак. Царская администрация, видя, каким авторитетом пользовался Джанхожа среди шектинцев и желая привлечь его на свою сторону, как инструмент своей политики, не раз выказывала ему свои знаки внимания. Так, в 1845 г. ему было послано 200 руб. и сукно на кафтан, а в 1848 г. был пожалован чин есаула, в это же время ему было предложено принять присягу русскому правительству, когда же Джанхожа отказался от этого, его лишили чина есаула и отстранили от управления кишкентай-шектинцами. Гнет со стороны хивинцев, с одной стороны, обезземеливание — с другой,привели к открытому выступлению против колониального гнета. Естественно,восставшие представляли себе, что главным виновником их бедствия был Казалинский форт и поэтому их действия были в первую очередь направлены против царской администрации, а руководителем восставших стал Джанхожа Нурмухамедов, которому к этому времени было более 90 лет. Таким образом,основная причина восстания крылась в принудительных работах, производимых казахами по решению оренбургской администрации, в непосильном дорожном налоге и обслуживании караванов, а также в переселенческой политике царского режима. В 1856 г. начались прямые военные действия между царскими войсками и восставшими. Ранее Джанхожа выступал как союзник русского военного командования в его борьбе с хивинцами, а теперь стал активным борцом против русской колонизации районов Сырдарьи и ее притоков. К концу 1856 г. весь район Казалы был охвачен восстанием, к этому времени у Джанхожи было до 1500 вооруженных казахов. В восстании принимали участие не только шектинцы,но и другие рода, в том числе и кочевники. В этом восстании Жанхожа пользовался своей любимой тактикой, и к концу 1856 г. он взял в осаду Казалинский форт. Повстанцы к этому времени уничтожили поселок Солдатская слобода, где жили поселенцы. Против восставших начал действовать отряд Михайлова, находившийся в форте (казачья сотня, 50 человек пехоты и одного орудие), одна из вылазок Михайлова окончилась поражением небольшого отряда повстанцев. Другой отряд царских войск под командованием майора Булатова обстрелял лагерь повстанцев. Эти действия проходили с 19 по 23 декабря 1856 года. До последних чисел декабря борьба шла с переменным перевесом. Однако в конце года под нажимом Перовского из Ак-Мечети был направлен отряд генерал-майора Фитингофа (265 солдат, два орудия и один ракетный станок), соединившись вначале января 1857 г. с отрядами Казалинского форта. У Фитингофа было 300 казаков, 320 человек пехоты, одна пушка, два единорога и два ракетных станка. 9 января 1857 г. произошло решающее сражение между повстанцами и отрядом Фитингофа. В результате восставшие потерпели поражение, хотя у Джанхожи было до 5000 вооруженных всадников. После сражения Фитингоф начал преследовать восставших, вынудив их перейти на правый берег Сырдарьи и таким образом в пределы Хивинского ханства. С Джанхожи перекочевало до 20 аулов. В пределах Хивинского ханства Джанхожа пытался найти себе союзниковв лице Хивинского хана или Бухары, или Коканда, однако, этого ему неудалось сделать. Так окончилось выступление казахов под предводительством Джанхожи Нурмухамедова. Причиной поражения повстанцев стало плохое вооружение и отсталая тактикавосставших, локальность их выступления, опора на старые средневековыепорядки. Репрессивные меры заключались в разграблении аулов, так было захваченоодного рогатого скота 21400 голов, и в целом общее количество скота,захваченного карателями, было в три раза больше. Кроме того, репрессииочень серьезно ударили по рядовым труженикам. Сам Джанхожа отошел от дел ив ыполнял только функции бия, впоследствии был убит своими противниками.

Биография

Батыр казахского народа Жанкожа Нурмухаммедулы родился в 1777 г. Вся жизнь Жанкожы Нурмухаммедулы прошла в борьбе не только с царской Россией, Кокандским и Хивинским ханствами, но и внутренними врагами в лице самовластных баев и биев.

Когда Хивинское и Кокандское ханства начали насильно захватывать казахские земли, строить на них крепости, вводить новые налоги на хозяйственную жизнь народа, хан Алим Шомена - Кылышбай собрал войско и отправился на хивинскую крепость, размещенную на берегу Жанадарьи. В целях укрепления военной силы объявляется мобилизация. С разрешения отца Жанкожы, его включают в состав ополчения. В этом сражении казахские жигиты сокрушительно побеждают войско хивинского хана, где семнадцатилетный Жанкожа показал свою силу и мужество, убив в единоборстве Тыкы-батыра.

В ответ на жалобу на правителей Созака за их жестокое обращение с простым народом представители трех жузов объявляют сбор, где они договариваются освободить крепость Созак. Осенью 1830 г. Кенесары во главе полутора тысяч толенгитов, и Жанкожа со своей сотней батыров начинают военные действия против врага.

После распада ханства, хотя официально казахи находились под покровительством России, соседние хивинские и кокандские правители постоянно вмешивались в жизнь казахов. В этот тяжелый период перед Жанкожа-батыром стояла задача уничтожить основного виновника всех войн, хивинскую крепость, что и было сделано под руководством Актан-батыра.

В 1847 г. царская армия начала строительство крепости в местечке Райым. Хотя Жанкожа-батыр был против колонизаторской политики России, он не смог из-за сложной военной ситуации на границе с хивинскими и кокандскими ханствами оказать серьезное сопротивление данной акции русских. Более того, батыр встретился один на один с генерал-губернатором Оренбурга, где была достигнута договоренность о том, что российские войска будут защищать границу и не будут ущемлять права крестьян. Однако эти договоренности не соблюдались, генерал-губернатор Оренбурга и Самары В.А.Перовский в интересах России не разрешал местным жителям сеять хлеб, так как, если казахи сами будут выращивать хлеб, то они перестанут покупать его у России, и, тем самым, в какой-то степени обретут независимость.


Жанкожа, хотя и был бием и батыром, никогда не стремился к власти и славе, он всегда оставался простым человеком. Он никогда не присягал российскому царю, всегда находил причины для отказа.

Историк М. Тынышбаев дал батыру такую характеристику: "Батыр и би всех Орд, борец за свободу казахов знаменитый Жанкожа-батыр (алим, шекти) не признавал ни русских, ни хивинцеи, ни кокандцев и никаких ханов".

В 1856 г. в последние дни декабря Жанкожа окружил Казалинск и поставил по периметру города охрану,

Штаб повстанцев находился на левом берегу реки, в пяти километрах от старого города Жаркент возле Жана-кала. Если в начале восстания, в декабре, под командованием Жанкожи было 1500 сарбазов, то, когда началось сражение с царскими войсками, в январе 1857 г., их было уже 5000. Жанкожа отправил ко всем батырам и биям посланников с извещением о начале всеобщего восстания против царя. Сложившаяся обстановка сильно встревожила генерал-губернатора Оренбурга В.А.Перовского, и о ней немедленно было доложено министру безопасности.

Российское руководство оперативно отреагировало на это сообщение и срочно предоставило местным карательным органам дополнительное вооружение и живую силу.

В 1857 г., 9 января, состоялось крупное сражение между повстанцами под руководством Жанкожи и царским войском. В этом бою повстанцы понесли серьезные потери, Жанкожа был ранен.
Категория: Мои статьи | Добавил: 329 (01.03.2012)
Просмотров: 8050 | Теги: казахи, торе, Патриоты, толенгуты, Восстание | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
5. Ужасно
Всего ответов: 10
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0