Толенгыт (толенгут, толенгит,…) – это воинское сословие. В казахской транскрипции – толенгіт. Толе – по старым понятиям "помощник”. Не следует путать корень двух слов толе и тØле, также как имена Толе-бий и ТØлеген. Этимологически одно слово восходит к тyйеле – с верблюдом, другое к тØле – плати. Толенгыты, в поздней истории Центральной Азии, были на постоянной службе у ханов и выполняли в основном охранную миссию. Выражаясь современным языком, они воплощали в себе исполнительную власть в кочевом государстве. Ханские нокеры, личные телохранители, ханская гвардия, ханское окружение, люди при дворе, различные службы: судебно-исполнительная власть, дипломатические органы, налоговая служба и т.д. – всё это толенгыты. Позднее, вследствие утраты ханской власти, это сословие преобразовался в племенной род. По происхождению изначально это сословие состояло из родственников и соратников хана, родственников и соратников глав отдельных улусов, входящих в единое ханство, из старших детей и сирот ноянов и беков, годных или выразивших желание к строевой службе, из сыновей степной аристократии, что было традицией. Также, это сословие пополнял древний традиционный институт "аманатства”. Аналогия слову толенгыт в других нациях может быть следующая: у русских – это бояре, у японцев – это самураи, у англичан – это рыцари, у индусов – это кшатрии и так далее. 7 гвардейским полком "отборных богатырей” при жизни Чингисхана возглавлял его младший брат Хасар. В трудную эпоху многие торе скрывались среди толенгытов. Знаменитый хан казахов Абылай почти до 20 лет скрывался как пастух у одного бия старшего жуза. Исторически так сложилось, что в Казахстане толенгытов "причисляют” к калмакам. В этом отношении толенгыты среди казахов не одиноки, такая же маргинальная ассоциация закрепилась и за родами "торе” и "кожа”. Только теперь одних "выводят” … от монголов, а других к арабам. Эти роды: торе, толенгіт, кожа - относятся к "ак сyйекам” в племенном разделении казахов. Объединительным общим ураном и тотемным символом всех торе и толенгытов является "архар”. Архар (арқар) - так называлась стража каганов тюркских каганатов. После распада Великой Монгольской толенгыты на востоке Золотой Орды в центре пересечения трёх улусов трёх сыновей Чингисхана создали самостоятельный улус – Телеутское ханство. Позднее они попали под власть джунгар. После разгрома джунгар их территории были поделены между Россией и Китаем. Большая часть территории позже отошла к Казахстану. В исторической российской литературе они получили название "куба калмак” или "белые калмыки”. Благодаря этому факту всех казахских толенгытов "окрестили” под одно определение как калмыков и джунгар. Хотя на самом деле они являются лишь дальними родственниками-сослуживцами алтайских теленгетов времён Великой Монгольской империи.
Уманский А.П. в своём труде " Телеуты и их соседи в XVII - первой четверти XVIII в” резюмирует характер отношений Джунгарского ханства со своими соседями телеутами. Начиная «с отсутствия какой-либо зависимости Большого Улуса князя Абака от ойратов» в конце XVI - середине 30-х гг. XVII в., далее «установлением кыштимской зависимости Больших Улусов Коки Абакова и Мачика Койшебурина от Джунгарии и их у***й борьбой против ойратских феодалов за сохранение и обретение независимости» в середине 30-60-х гг. XVII в., затем «заметным усилением кыштимской зависимости телеутов от Джунгарского ханства, существенным ущемлением суверенных прав телеутских князей» в 70-90-е гг. XVII в. и полного подчинения «Телеутской землицы» Джунгарией, утраты ее князьями последних остатков самостоятельности» в первой четверти XVIII в.”
В 1758 году воспользовавшись внутриплеменной враждой, китайские войска уничтожили Джунгарское ханство. Небольшая часть тюркоязычных джунгарских калмыков влилась в состав киргиз Аблай-хана. Они вошли в состав казахских толенгытов, аргынов, найманов и роды старшего жуза.
В книге Шаккарима Кудайбердыулы «Родословная летопись» в переводе Каирбекова содержатся следующие сведения: ”…Они не раз воевали с русскими, затем откочевали к урянхайцам и там были в подчинении ойратов. Калмаки называют их толенкутами. Их роды: торе, очу, меркит, актомат, каратомат, кыпчак, найман, сарт, чорс, телес (толис), торгол, мондос, кокар мондос, тотош (тардуш), порот, чалман и примкнувшее к ним племя ушкоштим. В него входят роды – аюты, тортас, чингис, ан, мурындык, хорек, карга, ку, ара.
В историко-этнографическом очерке «ТЕЛЕНГЕТЫ» Иннокентия Сергеевича Тенгерекова есть сведения: "Из древних китайских источников известно, что этноним «Теле» носили племена гаогюйцев В древних китайских источниках, в частности в Суйской династийной хронике сказано «Предки теле были потомками хунну» [20]. В другом китайском источнике в Вэйской летописи рассказывающей о происхождении предков гаогюйцев от хуннов, утверждается о сходстве языка Теле с хуннским. [21] «В 3- ем веке до н. э. теле жили в степи к западу от Ордроса. В 338 г. они подчинились тобосскому хану и в конце 4-го века перекочевали на север, в Джунгарию и распространились по Западной Монголии, вплоть до Селенги. Теле жили рядом с жужанями, но ничем не походили на них. Они рано вышли из состава империи Хунну, сохранив свой примитивный патриархальный строй и кочевой быт. Китаизация также не коснулась скромных кочевников, населявших глухие степи… передвигаясь на телегах с высокими колесами, были воинственны, вольнолюбивы…”
Одним из сохранившихся в памяти народа батыров из личной охраны Абылай-хана был толенгыт Жаназар-батыр, который стремя в стремя сражался вместе с Абылай-ханом. С тех времён сохранились имена и других толенгытов – это Койтан-батыр, Омырзак и другие. В ранней истории Центральной Азии (1 тысячелетие до н.э.) одним из транспортных средств передвижения грузов была телега, тyйеленген арба, т.е. арба предназнченная специально для верблюдов. Люди управляющие этими телегами назывались тyйеленгіт-ами. Если в современное время можно стать любым специалистом, то в те времена была приемтсвенность и потомственность. Это воинское сословие со временем превратилось в ханских помощников. Надо отметить, что верблюд был символом ханствующего рода или точнее ветки ханствующего рода. Когда был убит Бердибек-хан Золотой Орды с ним присеклась линия Бату-хана и появилась в народе поговорка: "Была перерезана шея верблюда и смерть настигла Бердибека”
Также верблюд был самым высоким представителем животного мира в ареале проживания тюрков-кочевников. В животном календаре тюрков-кочевников первый месяц назван в честь мыши, которая по легенде забралась на шею верблюда и первая среди всех присутствующих увидела восход солнца. Верблюд, став свидетелем такого позора и потеряв первенство, отказался далее участвовать в соревновании и ушёл. При наследовании хозяйства умершего знатного кочевника, старшему среди наследников символически (иногда в дейсвительности) давали верблюда и старший по наследству также получал наследную приставку в титулатуре как түйеле или теле (толе).
Во времена предшествующие созданию империи Чиингис-хана такое сильные племя на Алтае как телес (осколок стражи тюркских каганатов) имело в своём составе своих толенгытов. Во времена Чинигис-хана его дневная внутренняя гвардия получила своё специальное название торгеул. Ночная внутренняя стража получила название кибиттеул. Так как империю возглавляли потомки Угедея и после потомки Тулуя, то основная часть гвардии осталась с ними. Один в поле не воин, хан без толенгытов не хан. Ханы и толенгыты являются тем историческим звеном, который связывает современных казахов с историей Великих монголов и историей Великих Тюркских Каганатов.
Ханы, жившие в восточной части Золотой Орды вели своё происхождение от самой старшей линии Чингис-хана от старшего наследного внука Орда-Ежена (Орта-Есен) и традиционно считались покровителями этого рода. Хотя по воле Чингис-хана первенство в орде старшего сына Жошы (Джучи) было отдано второму наследному по старшинству внуку Бату-хану. Ему, Бату-хану, по распоряжению Великого хана на курултае была поставлена «золотая» юрта с золотым порогом, с тех пор его орда получила название «золотой». Все орды, распределённые между сыновьями Жошы-хана, входили в состав «Старшей» Джучиевой Орды, которая сама долгое время до 1368 года входила в состав Великого Монгольского Ханства, с центром или «ордой» в Каракоруме, столице Великой Монгольской империи. Престолонаследование всей империей на курултае было дано третьему сыну Чингис-хана Угедею. С тех времён закрепился за джучидами политический ярлык "старшего брата” и традиция уступать место главы государства младшим братьям не вступая в грязную и опасную политику престолонаследия, но оставляя за собой право вето на окончательное решение. Именно это право было реализовано при смене династии Угедея на династию Тули (Тулуя) в Великом Монгольской империи. Эта традиция была и в Золотой Орде и продолжалась в Великой Российской империи.
Из "Сокровенного сказания монголов” в редакции С.А.Козина имеется следующие сведения (текст приведён в оригинале): " … и он (Чингпс-хан) повелел: "Пусть Хорчи ведает не только тремя тысячами Бааринцев, но также и пополненными до тьмы Адаркинцами, Чиносцами, Тоолесами и Теленгутами, совместно, однако, с (тысячниками) Тахаем и Ашихом. Пусть он невозбранно кочует по всем кочевьям вплоть до приЭрдышских Лесных народов…”
Бааринцы – это потомки Бааридая, дяди в седьмом колене от Чингисхана. Адаркинцы – это потомки Адаркидая, дяди в пятом колене от Чингисхана. Здесь видно, что старую гвардию телесцев тюрксих каганатов Великий Хан смешал со своими родственниками по жеті ата ру и ближайшими соратниками.
В ранней истории Центральной Азии телесы упоминаются с эпохи Великих Ханов (Гуннов). Одной из особенностей этого племени было то, что они использовали самые большие (на тот исторический период) колёса для тяглового транспорта и могли передвигаться на очень большие расстояния. В словах телега, телевизор, телефон и т.п. и есть общий корень "tele”, которое в современности отражает свойство дальности. Но этимология этого слова восходит к слову туйеле. Раньше весь транспорт ограничивался телегами, и людей, которые прибыли на больших телегах c Востока в Западной Европе называли "in-telleg”, что означало на телегах или позднее издалека. Позднее понятие "in-telleg” трансформировалось в понятие мобильности, транспортабельности, "продвинутости” и вошло в корень таких слов как intelligence, intellectual, intelligent. Глагол "to tell” в современном английском языке имеет конверторную форму сообщения и его ближайшим синонимом является глагол "to convery”, в отличие от глагола "to say” который имеет коммуникативную форму сообщения, ближайшим синонимом которого является глагол "to communicate”...
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично

2. Хорошо

3. Неплохо

4. Плохо

5. Ужасно

Всего ответов: 10
Мини-чат
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0