Главная » Статьи » Мои статьи

познавательно
При Тауке окончательно оформился институт толенгутов:
Толенгуты – это ханская гвардия, лично преданная хану и не связанная
родственными отношениями с другими казахскими родами. По происхождению
толенгуты были из калмыков, джунгар, башкир, алтайских толенгутов и других
племен. Эффективность толенгутов заключалась в том, что они были лично связаны
с ханом и не были связаны с казахскими родами. Родовое ополчение вполне могло
сказать хану, что не пойдет воевать против такого-то рода, потому что они им
родня. В таких условиях эффективность личной дружины возрастала, так как те не
были кровно связаны с казахскими родами.






В Букеевской орде к категории зависимых людей
относились толенгуты. Развитие института толенгутства доктор исторических наук
Е. Бекмаханов связывает "с общим процессом феодализации казахского общества
и с политической организацией казахского ханства"*. И действительно,
возникновение толенгутства тесно связано с властью ханов и султанов. В
казахской степи власть хана не была централизована. Для осуществления своей
власти над подвластными родами и отделениями ханам и султанам нужна была
крепкая вооруженная сила, которая служила бы им опорой в их экономической
деятельности. Она также нужна была ханам и во время сложных внутренних
межродовых распрей. Такой вооруженной военной силой были толенгуты, состоявшие
при этих ханах и султанах в качестве их жандармерии или дружины. Ханы и султаны
собирали около себя разных людей, из которых составляли себе свиту, вооруженную
"дворню", назвав их словом "толенгут". Толенгутами
становились люди по тем или иным причинам, оторванные от своих сородичей, или
бежавшие от преследований за преступления, или же вольноотпущенные рабы и дети
рабов и т.п. * Бекмаханов Е.Б. О зависимых феодальных категориях - рабочих и
толенгутах (первая половина XIX века). "Вестник АН КазССР", 1947, №
6. По поводу происхождения толенгутства хан Джангир писал: "Толенгуты суть
потомки людей, исстари обращенных в рабство и исключительно предназначенных в
услужение Белой кости"*. * Ист. архив КазССР, ф.4, д.1538, л.4, 1831. В
донесении поручика генерального штаба Герна, посетившего в 1845 г. ставку Кенесары, мы
читаем: "Скопище султана Кенесары Касымова состоит из собственных его
толенгутов до 1000 кибиток, которые достались ему от Аблай Хана, и большая
часть калмыцкого происхождения"*. * Там же, стр. 941-944, ф.4, оп.1,
д.2621. В статистических материалах имеются некоторые данные, свидетельствующие
о происхождении толенгутов. Так, в Бура-Наймановской волости у султанов
Колычевых было 8 семейств толенгутов, из которых 5 калмыцких и 3 каракалпакских*.
Таким образом, из приведенных данных мы видим, откуда происходили толенгуты и
из каких социальных групп они складывались. Раньше толенгуты не числились в
казахских родах, но, будучи оторваны от своих сородичей, были неразрывно
связаны с феодалами. * Ист. архив КазССР, ф.4, оп.1, д. 2794, л. 124, 1840 г. Толенгутами были и
свободные казахи, разорившиеся и обедневшие. Объясняя причины превращения
свободных казахов в толенгуты, один из биев Среднего жуза говорит:
"во-первых, по неимению скотоводства бедные киргизы прибегают к
достаточным и остаются у них из-за одного пропитания даже навсегда со своим
потомством. Во-вторых, имеющие скотоводство киргизы, желая обезопасить стада и
быть под покровительством, остаются при покровителе. В-третьих, во избежание какого-либо
взыскания, правильного и неправильного, киргизы укрываются под покровительством
султана или другого влиятельного киргиза"*. Надо полагать, что указанные
здесь причины превращения простых свободных казахов в толенгуты соответствуют
действительности. *Зобнин Ф. К вопросу о невольниках, рабах и толенгутах в
Киргизской степи. Памятная книжка Семипалатинской обл. на 1902 г. Семипалатинск, 1901,
стр. 39. В записи обычного права казахов о правовом положении толенгутов мы
читаем следующее: "образовав отдельные аулы пришельцев из разных родов и
отделений, кочуют постоянно вместе с султанами, не отличаются, впрочем, ничем
от простого киргиза, кроме одного права клеймить скот свой султанским тавром.
Судятся биями и другими наравне с прочими ордынцами*. * Ист. архив КазССР, ф.4,
оп.1, д. 2794, л.124,
1840 г.
Толенгуты не были ни рабами, ни крепостными. По этому поводу Зобнин приводит
следующие данные: "Толенгуты имеют право отходить по своему произволу к
другому владельцу или иметь отдельную, ни от кого не зависимую кочевку. Если же
на отход от владельца встретятся со стороны его препятствия (расчеты
имущественного характера), тогда толенгуты отходят от него со всем
приобретенным скотом, по суду, произведенному биями по киргизским обычаям"
*. * Его же, цит. соч., стр.39. Ссылаясь на материалы Мейера, Харузин так
определяет толенгутов: "Толенгутов можно бы назвать чем-то вроде
крепостных людей, отличавшихся, однако, от рабов, купленных или военнопленных,
которых в прежнее время было у киргизов огромное число"* . В Букеевской
орде толенгуты также имели султанскую тамгу. *Харузин А. Киргизы Букеевской
орды... стр. 31, 33. Каковы были взаимоотношения султанов с толенгутами?
Отвечая на этот вопрос, Загряжский пишет, что "толенгуты не рабы, но
только слуги и работники", что они "составляют свиту султанов"*.
В народе существует поговорка, свидетельствующая о том, что толенгуты являются
слугами султанов: "толенгут, торенди кут", т.е. "толенгут,
ухаживай за своим султаном". Опираясь на достоверные материалы, Ф. Зобнин
пишет: "Толенгуты обязаны охранять султана и его собственность,
сопутствовать ему в поездках, служить для посылок и проч. В древние времена
толенгуты были исполнителями казней"**. *Юридические обычаи киргизов.
Туркестанский ежегодник. вып. IV, 1876. ** Зобнин Ф. Цитир. соч., стр. 41.
Ясно, что толенгуты, являясь "слугами и работниками султанов",
составляли их двор. Что же влекло толенгутов к феодалам? Прежде всего льготы.
Они кочевали вместе с ханами, султанами, освобождались от уплаты налогов -
зекета и согума, пользовались лучшими пастбищами. Разумеется, пользование
султанскими пастбищами (кочевками) имело "условный",
феодально-зависимый характер. Вследствие этого толенгуты постепенно
превращались в зависимых людей и, в конце концов, были поставлены в положение крепостных.
С течением времени положение феодальной знати подвергается большим изменениям.
Одновременно с этим иным становится и значение толенгутизма. В связи с тем, что
ханы и султаны превратились в царских чиновников, которые стали опираться на
вооруженные силы царского правительства, прежняя политическая роль казахской
феодальной знати постепенно падала, исчезала потребность в вооруженных
дружинах. Ханы и султаны больше не нуждались в толенгутах, а напротив,
стремились поставить их в совершенно новые условия. В Букеевской орде толенгуты
потеряли свое прежнее политическое значение опоры ханской власти, так как хан
опирался на вооруженный отряд астраханских казаков. Падение значения толенгутов
в управлении привело к ликвидации всех тех льгот, которыми они раньше
пользовались. Они были, так сказать, переведены на положение рядовых казахов.
Земли у них отбирались, сами они теперь облагались всеми видами налогов
(зекетом, согумом и пр.). В условиях Букеевской орды толенгуты, потеряв свой
сословный характер, стали превращаться в особый казахский род
"толенгут". Итак, эти два сословия - султаны и толенгуты - тесно
связаны друг с другом. В определенной исторической обстановке они, как особые
институты, одновременно появляются и в определенной исторической обстановке они
так же одновременно исчезают. Нет сомнения в том, что толенгутский род
образовался одновременно с султанским. В Букеевской орде толенгуты уже были
"вольными" - они, так сказать, имели права "гражданства".
Это подтверждается отчасти и тем, что хан Джангир стал их назначать на
ответственные места. Так, толенгут Чука Идильбаев был им назначен родовым
старшиной*. *Ист. архив. КазССР, ф. 4, д. 1587, л. 1, 1831.
Исследователь казахских родов Младшего жуза Небольсин писал, что "род
толенгутов, прежде составлявших когорту, двор и прислугу ханов и султанов,
образовался вследствие времени"*.


Толенгыт – это воинское сословие. В русской транскрипции
такое написание больше отражает фонетику, в отличие от толенгит, туленгит,
толенгут, туленгут. В казахской транскрипции – толенгіт. Толе – по старым
понятиям "помощник”. Не следует путать корень двух слов толе и тØле, также как
имена Толе-бий и ТØлеген. Этимологически одно слово восходит к тyйеле – с
верблюдом, другое к тØле – плати. Толенгыты, в поздней истории Центральной
Азии, были на постоянной службе у ханов и выполняли в основном охранную миссию.
Выражаясь современным языком, они воплощали в себе исполнительную власть в
кочевом государстве. Ханские нукеры, личные телохранители, ханская гвардия,
ханское окружение, люди при дворе, различные службы: судебно-исполнительная
власть, дипломатические органы, налоговая служба и т.д. – всё это толенгыты.
Позднее это сословие преобразовался в племенной род. По происхождению
изначально это сословие состояло из родственников и соратников хана,
родственников и соратников глав отдельных улусов, входящих в единое ханство, из
старших детей и сирот ноянов и беков, годных или выразивших желание к строевой
службе, из сыновей степной аристократии, что было традицией. Позднее,
вследствие постоянных войн, это сословие пополнялось пленными. Также, это
сословие пополнял древний традиционный институт "аманатства”. Аналогия слову
толенгыт в других нациях может быть следующая: у русских – это бояре, у японцев
– это самураи, у англичан – это рыцари и так далее. В некоторой литературе,
этот термин трактуется как раб, слуга, невольник, чернь. Рабов и невольников
называли кулами. Чернь называли карасуек, карашу. Понятие слуга и служба близко
к слову кызмет. 7 гвардейским полком "отборных багатуров” при жизни Чингисхана
возглавлял его младший брат Хасар. При Великом монгольском императоре
Хубилай-хане под Пекином был расквартирован особый гвардейский русский полк. В
трудную эпоху многие торе скрывались среди толенгытов. Знаменитый хан казахов
Абылай почти до 20 лет скрывался как пастух у одного бия старшего жуза.
Исторически так сложилось, что в Казахстане толенгытов "причисляют” к калмакам.
В этом отношении толенгыты среди казахов не одиноки, такая же маргинальная
ассоциация закрепилась и за родами "торе” и "кожа”. Только теперь одних
"выводят” … от монголов, а других к арабам. Эти роды: торе, толенгіт, кожа -
относятся к "ак сyйекам” в племенном разделении казахов. Объединительным общим
ураном и тотемным символом всех торе и толенгытов является "архар”. Шаккарим
Кудайберды-улы в своей родословной пишет, что прародителем казахского рода
аргын является Аргын-ага из тайфы ойрат, который был назначен наместником
Хорасана при императоре Мунке-хане сыне Толы-хана внука Шынгыс-хана. Уманский
А.П. в своём труде " Телеуты и их соседи в XVII - первой четверти XVIII в”
резюмирует характер отношений Джунгарского ханства со своими соседями
телеутами. Начиная «с отсутствия какой-либо зависимости Большого Улуса князя
Абака от ойратов» в конце XVI - середине 30-х гг. XVII в., далее «установлением
кыштимской зависимости Больших Улусов Коки Абакова и Мачика Койшебурина от
Джунгарии и их упорной борьбой против ойратских феодалов за сохранение и
обретение независимости» в середине 30-60-х гг. XVII в., затем «заметным
усилением кыштимской зависимости телеутов от Джунгарского ханства, существенным
ущемлением суверенных прав телеутских князей» в 70-90-е гг. XVII в. и полного
подчинения «Телеутской землицы» Джунгарией, утраты ее князьями последних
остатков самостоятельности» в первой четверти XVIII в.” С 1924 года все, у кого
в современный период в паспорте стоит национальность «казах» были «киргизами».
Во времена господства на территориях Восточного и Южного Казахстана
калмыков-жонгаров знатных людей из толенгытов приглашали на курултай как равных
и почётных гостей. Матери и жёны большинства казахских ханов были
представителями белой кости ойратов, что являлось определяющим фактором их
выдвижений на ханство. Калмыки являются осколком военной государственной машины
Великой Монгольской Империи, просуществовавшей до 1368 года, пока частично не
была вытеснена новой манжурской империей. Монголы строго соблюдали старые
традиции, устои и веру, но вследствие манжурского влияния (династии Мин и после
Цзин) вера была ограничена в рамках буддизма ламаистского толка. Вследствие
постоянного захвата земель монголов манжурами и постепенного выдавливания их на
запад западные монголы ойраты вынуждены были вести постоянные войны с монголами
халха и с манжурами. Образовав самостоятельное ханство, ойраты в войне с Китаем
имели временный успех. Отвлечённые войной на востоке они ослабили свои позиции
на западе и подверглись там нападению со стороны могулистанских ханов. Завершив
войну на востоке с Китаем, ойраты в отместку развязали войну на западе и
вторглись в пределы Могулистана, Сибирского ханства, Ак Орды, Ногайского
ханства и образовали Джунгарское ханство. Торгоуты из ойратов образовали на
Волге своё самостоятельное ханство, оно в дальнейшем получило название
Калмыцкое ханство. В 1758 году воспользовавшись внутриплеменной враждой,
китайские войска уничтожили Джунгарское ханство. Небольшая часть джунгарских
калмыков влилась в состав киргиз Аблай-хана. Они вошли в состав толенгытов,
аргынов, найманов и роды старшего жуза. В книге Шаккарима Кудайбердыулы
«Родословная летопись» в переводе Каирбекова содержатся следующие сведения: ”…Они
не раз воевали с русскими, затем откочевали к урянхайцам и там были в
подчинении ойратов. Калмаки называют их толенкутами. Их роды: торе, очу,
меркит, актомат, каратомат, кыпчак, найман, сарт, чорс, телес, торгол, мондос,
кокар мондос, тотош, порот, чалман и примкнувшее к ним племя ушкоштим. В него
входят роды – аюты, тортас, чингис, ан, мурындык, хорек, карга, ку, ара. В
историко-этнографическом очерке «ТЕЛЕНГЕТЫ» Иннокентия Сергеевича Тенгерекова
есть сведения: "Из древних китайских источников известно, что этноним «Теле»
носили племена гаогюйцев В древних китайских источниках, в частности в Суйской
династийной хронике сказано «Предки теле были потомками хунну» [20]. В другом
китайском источнике в Вэйской летописи рассказывающей о происхождении предков гаогюйцев
от хуннов, утверждается о сходстве языка Теле с хуннским. [21] «В 3- ем веке до
н. э. теле жили в степи к западу от Ордроса. В 338 г. они подчинились
тобосскому хану и в конце 4-го века перекочевали на север, в Джунгарию и
распространились по Западной Монголии, вплоть до Селенги. Теле жили рядом с
жужанями, но ничем не походили на них. Они рано вышли из состава империи Хунну,
сохранив свой примитивный патриархальный строй и кочевой быт. Китаизация также
не коснулась скромных кочевников, населявших глухие степи… передвигаясь на
телегах с высокими колесами, были воинственны, вольнолюбивы…” Одним из
сохранившихся в памяти народа батыров из личной охраны Абылай-хана был толенгыт
Жаназар-батыр, который стремя в стремя сражался вместе с Абылай-ханом. С тех
времён сохранились имена и других толенгытов – это Койтан-батыр, Омырзак и
другие. В ранней истории Центральной Азии одним из ттранспортных средств
передвижения грузов была телега, тyйеленген арба, т.е. арба предназнченная
специально для верблюдов. Люди управляющие этими телегами назывались
тyйеленгіт-ами. Если в современное время можно стать любым специалистом, то в
те времена была приемтсвенность и потомственность. Это воинское сословие со
временем превратилось в ханских помощников. Во времена предшествующие созданию
империи Чиингис-хана такие сильные племена как жалаир, уряут, телес и другие
имели в своём составе своих толенгытов. Во времена Чинигис-хана его дневная
внутренняя гвардия получила своё специальное название тургак. Так как империю
возглавляли потомки Угедея и после потомки Тулуя, то основная часть гвардии
осталась с ними. Во времена Чингисхана понятие толенгыт (толенгіт) включало в
себе такие понятия как: юртчи, тургак, киптеул, черпий, мангыт и др.. Один в
поле не воин, хан без толенгытов не хан. Ханы и толенгыты являются тем
историческим звеном, который связывает современных казахов с историей Великих
монголов.
Категория: Мои статьи | Добавил: 329 (11.02.2012)
Просмотров: 2313 | Комментарии: 2 | Теги: толенгiт, торе толенгiт, торе, торе толенгут, толенгуты | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 leo58  
0
очень интересно, познавательно. Спасибо за информацию.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
5. Ужасно
Всего ответов: 10
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0