Главная » Статьи » Мои статьи

еще одна статья которую я нашел
Расселение и численность казахов

В XVIII - начале XX веков среди казахов продолжало существовать жузовое и родоплеменное деление. Казахское население состояло из трех жузов: Младшего, Среднего и Старшего. Каждый жуз состоял из племен, а те, в свою очередь, подразделялись на многочисленные родовые группы. По мере увеличения численности населения родов шло дальнейшее их дробление на многочисленные подроды. Это было обусловлено особенностями кочевой жизни казахов. Каждый жуз занимал строго определенную территорию. Казахи Старшего жуза традиционно занимали земли Юго-Восточного и Южного Казахстана. Средний жуз занимал территорию Центрального, Северного и Северо-Восточного Казахстана. А Младший жуз кочевал на территории всего Западного Казахстана.

В конфессиональном, культурно-бытовом отношени у казахов не было заметных региональных различий, также как и не было диалектов.

По приблизительным данным в конце XVIII века численность казахов составляла около 2,5 миллионов человек. А в 1897 году состоялась Первая Всеобщая перепись населения Российской империи. По результатам этой переписи в Казахстане проживало около 3,4 миллиона казахов. Основная часть степяков проживала в аулах. В городах их находилось всего лишь 1,1 %. В новое время значительные группы казахов проживали и на территории Китая, России, Монголии, Афганистана и государств Средней Азии.

Например, в начале 20 века только лишь в одном Омском уезде Акмолинской области было около 800 (восемьсот) аулов! Правда, численность их была разная от 5 до 25-30 хозяйств в одном кочевом и полукочевом поселении. Это были представители родовых подразделений кыпчаков, кереев, аргынов (атыгаи, караулы, канжыгалы и др.).

Ханы. После завоевания территории Казахстана монголами, ханами могли выбираться только потомки Чингисхана. На протяжении почти 600 лет потомки Чингисхана правили Казахстаном. В каждом жузе были свои ханы. Иногда в одном жузе были два и более таких правителей. В частности, царизм поощрял увеличение их численности в одном и том же этнотерриториальном объединений. При этом делалась ставка на заведомо слабых правителей, чтобы дискредитировать их в глазах кочевников и в последующем отменить ханскую власть в Степи.

Существововал особый порядок избрания султанов на ханский престол. Для этого созывался курултай, куда съезжались именитые султаны, бии, батыры и родовые правители. Кандидата усаживали на белую кошму. Правом поднятия хана на белой кошме обладали самые лучшие представители народа. Его поднимали и носили по всему собранию. После окончания обряда кошма разрывалась на мелкие куски. В таком виде она раздавалась участникам этого памятного события. Они увозили с собой и весь принадлежавший хану скот. Этот обычай означал, что отныне хан будет содержаться за счет народа. Хан обязывался лучше управлять народом, не допуская конфликтов, обеспечивая справедливость и честность.

Ханская власть в Младшем и Среднем жузах просуществовала до 1822-1824 годов. Во Внутренней Орде Астраханской губернии она была отменена только лишь в 1845 году. В годы национально-освободительных восстаний со стороны казахов были попытки восстановить ханскую власть.

Как правило, ханов хоронили в городе Туркестане в мечети Кожа Ахмета Яссауи. Одними из могущественных ханов XVIII века были Тауке, Абылай и Абулхаир, XIX – Кенесары Касымулы.

Султаны. Султанами называли всех потомков Чингисхана. Их относили, также как и ходжей, к «белой кости». В народе их называли торе. Они составляли отдельное сословие. Их знатное происхождение признавалось и у соседних полукочевых и оседло-земледельческих народов. Так, на протяжений XVIII века представителей этого сословия из Казахстана активно приглашали на ханский престол в Башкирию и среднеазиатские государства.

Привилегированное положение султанов было юридически оформлено в казахском адате. Султаны освобождались от суда биев. Их мог судить только ханский суд. Султаны избавлялись и от телесных наказаний. За словесное оскорбление султана полагался штраф. А за его убийство адат предусматривал выплату куна, равная куну за убийство семи простых кочевников. Они выдавали своих дочерей, как правило, только за султанов. Тех из них, кто вступал в брак с «черной костью», стали называть караманами. Султаны кочевали отдельными аулами. Известными и влиятельными представителями этого сословия были Султанбет торе, Урус Султанбетулы, Шокан Уалиханов, Губайдулла Уалиулы, Касым Абылайулы, Саржан Касымулы и другие.

В 1822-1824 годах после отмены ханской власти в Младшем и Среднем жузах привилегии султанов постепенно начали сходить на нет. Серьезный удар по их сословным привилигиям нанесли административные реформы царизма 1867-1868 годов. Тогда султаны были уравнены в правах с обычными казахами.

Ходжи. В XVIII- начале XX веках укрепляется позиция религиозной сословной группы - ходжа. В казахском обществе их относили к избранному классу – ак суек (белой кости). Они не входили в традиционную родоплеменную структуру казахов и относили себя к предкам родственников пророка Мухаммеда. Ходжи играли огромную роль в духовной жизни кочевого общества. Они занимались пропагандой и разъяснением основных положений ислама. Ходжи выполняли и просветительскую миссию. Практически все ритуальные обряды - обрезание, свадьба, похороны и поминки совершались при обязательном их участии.

Среди казахов издавна бытовал обычай приглашения их из городов Средней Азии. В условиях кочевой и полукочевой жизни в каждом казахском роде было по 2-3 семей ходжей. Они жили отдельными хозяйствами в аулах ханов, султанов и влиятельных биев. В редких же случаях они расселялись отдельными аулами. Ходжи постепенно перенимали образ жизни казахского населения. Они прекрасно знали генеалогию, быт, материальную и духовную культуру казахов. Они почти не заключали браков с простыми казахами.

Царизм проводил политику ограничения их свободного передвижения по территории Казахстана. Колониальная администрация рассматривала их как проводников политики мусульманских стран, в первую очередь, Турции. С конца XVIII века в противовес им в вопросе распространения ислама оказывали некоторую поддержку волжским татарам. Ходжи освобождались от всех податей. По традиционному суду биев их не подвергали телесным наказаниям. Они играли значительную роль в развитии духовной культуры казахского народа. Так, одним из признанных поэтов, участников многих айтысов был Кудери-кожа. Одним из известных ученых-просветителей был выходец из ходжей Мухамедсалык Бабажанулы. На территории Омской области также были небольшие аулы ходжей. Один из них – аул Кожа Пристанського совхоза Таврического района исчез в годы укрупнения совхозов и колхозов в начале 70-х годов минувшого столетия. Сейчас болем компактно ходжи живут в ауле Каскат Исилькульского района Омской области.

Внутри традиционного казахского общества существововали и различные этнические и субэтнические группы населения. Одну из них составляли курама. Группа курама сложилась из различных родов, племен и народов. В составе курама вошли небольшие группы каракалпаков, кыргызов и ногайцев. Так, еще в XIX веке небольшая часть киргизов Кокчетавского уезда Акмолинской области были ассимилированы в казахской среде. Они переняли язык, культуру и обычаи местного казахского населения. Значительные группы курама были в районе Ташкента. Здесь их насчитывалос более 50 тысяч человек. Курама расселялись, в основном, на окраинах казахской степи.

Тарханы. В XVIII веке Российская империя в осуществлении колониальной политики в крае нуждалась в опоре на местную знать. Поэтому кроме обычного награждения степной элиты ценными подарками царская власть использовало и древний институт тарханства. Тарханы занимали особое привилигированное положение в обществе. Это звание казахи получали за особые заслуги и исключительную преданность царскому престолу. Впервые среди номадов Казахстана звание тархана было пожаловано указом российской императрицы Елизаветы II в 1743 году батыру Среднего жуза Жанибеку, а затем и Есет батыру из Младшего жуза. Они выполняли дипломатические миссии, помогали царизму возвращать пленных и рабов из числа бывших российских подданных. Тарханы участвовали в урегулировании конфликтов казахов с башкирами и калмыками. Они и члены их семей освобождались от платежа государственных налогов. К середине XIX века наметилась тенденция уменьшения их численности. К этому времени в Казахстане насчитывалось всего лишь 20 носителей этого почетного звания.

Господствующей социальной группой в казахском обществе были бии. Биями были наиболее авторитетная часть казахов. Они были ораторами, знатоками традиционного обычного права. Представители этой группы выполняли функции родовых старшин и судей. Бии разрешали межродовые и межплеменные конфликты. В XVIII веке огромной популярностью в степи пользовались такие бии как Казыбек (Средний жуз), Толе (Старший жуз) и Айтеке (Младший жуз). Они оказывали значительное влияние на султанов и ханов. Позднее царизм стал назначать биев. Это привело к постепенному падению их авторитета среди жителей степи. Например, в Омском прииртышье известно имя бия Токсанбая и Байсерке, живших более 200 лет тому назад.

Казахские степи нередко подвергались нападениям внешних врагов. В целях защиты границ формировались народные ополчения. Особо отличившихся в сражениях предводителей этих дружин, а также рядовых воинов степняки называли батырами. Позднее ими стали называться люди, отличившиеся в межродовой борьбе, в барымте, в восстаниях против царской администрации и среднеазиатских ханств. Это звание приобреталось только личными подвигами. Его нельзя было получить по наследству. Его могли получить и простолюдины, и бии, и султаны, и ханы. В XVIII – XIX веках звание батыров имели такие казахские ханы как Тауке, Каип, Абулхаир, Абылай и Кенесары. В XVIII веке в казахском обществе появилась целая плеяда любимых народом батыров. Это было связано, в первую очередь, с борьбой казахского народа против джунгарской агрессии. Это были Богенбай, Кабанбай, Малайсары, Олжабай, Наурызбай и многие другие. В XIX веке в период национально-освободительных движений казахов против экспансии Российской империи и среднеазиатских ханств остались в памяти народа такие батыры как Наурызбай, Агыбай, Бухарбай, Иман, Жанкожа, Жоламан, Есет и другие.

Среди омских казахов известны имена таких батыров как Тугел, Кошкарбай, Алимбет, Байболат и другие. Они участвовали в общеказахских ополчениях от Омского Прииртышья против джунгарских захватчиков.

Основную массу рядовых кочевников составляли свободные общинники, которые относились к «черной кости» (қара сүйек). В личном отношении они были свободными. В составе своего рода имели свои пастбища. В неограниченом количестве могли держать скот, заниматься земледелием и другими промыслами. В военное время они составляли основную часть конного ополчения казахов.

Рядом с аулами ханов и султанов находились хозяйства толенгутов. Они были выходцами из разных казахских родов, племен, а также представителей других народов, перешедших под покровительство султанов. Например, среди толенгутов было немало узбеков, башкиров, калмыков и каракалпаков. Толенгуты имели самостоятельные хозяйства и пользовались султанской тамгой и их покровительством. Взамен предлагали свои услуги, в том числе и военную помощь. Толенгуты выплоняли роль рассыльных, а иногда выполняли и ответственные дипломатические поручения. Во Внутренней Орде из их среды Жангир ханом назначались и управители родов – старшины.

В XVIII- первой половине XIX веков толенгуты являлись по преимуществу военными слугами ханов и султанов. К примеру, у хана Абылая было 5000 хозяйств толенгутов, у хана Кенесары - 1000. Позднее толенгутов могли иметь и представители родовой знати – бии и старшины. Так, у бия Ходжи Караул Бабаджанулы из Бокеевского ханства в подчинении находилось около 200 хозяйств толенгутов.


К категориям зависимых людей относились рабы, называемые у казахов кулами. Рабство в Казахстане носило патриархальный (домашний) характер. Ввиду ведения казахами кочевой и полукочевой жизни рабство не получило широкого распространения. Рабам нельзя было доверить выпас скота. В Младшем жузе часто встречались рабы из числа афганцев, персов, россиян, башкир и калмыков. В Среднем жузе среди рабов преобладали джунгары, калмыки и тяньшанские киргизы. Встречались рабы и из числа русского населения. Они захватывались в плен в ходе набегов казахов на Ишимский и Курганские округа Тобольской губернии, уральскую и оренбургскую пограничные линии. Немало их отправлялись на невольничьи рынки Средней Азии. Рабство стимулировалось наличием на границах Казахстана рынков работорговли.

Рабом у казаха не мог быть соплеменник. Раба можно было лишить жизни, продать, наказать или подарить. Раба можно было отдать в качестве куна и приданого. Его же могли выставить в качестве призов на конных скачках. Им нередко ставили на ушах метки. Раб не имел права обращаться в суд биев и выступать в качестве свидетеля. Если купленная рабыня принимала ислам и становилась женой казаха, она сразу же становилась свободной. В 1822 году согласно «Устава о сибирских киргизах» казахам было запрещено приобретать рабов. Впоследствии потомки рабов, породнившись с казахами, приобрели себе свободу. Некоторые из них переходили в сословие толенгутов, часть – «усыновлялась» жителями степи.

ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

Адат – обычное право казахов.

Би - знатный человек, принадлежащий к патриархально-родовой верхушке. Он осуществлял функции судебной власти. Бии управляли и родовыми коллективами.

Диалект – местное наречие, говор

Конфессия- религия.

Ходжи- мусульманские проповедники, возводившие свое происхождение к пророку. Мухаммеду.

Кун - выплата материальной компенсации за убийство человека.

Курама – сборный, объединенный, соединенный, составленный.

Тархан – влиятельное лицо, пользовавшийся особыми преимуществами.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ:

Богенбай Акшаулы (1680-1788) – полководец, дипломат, один из организаторов всенародного сопротивления в войне с джунгарами. Он был одним из наиболее влиятельных сподвижников хана Абылая.

ДОКУМЕНТЫ

«Киргизская степь в половине прошлого столетия (XVIII века – З.К.) была таким же рынком рабов, как ныне Туркмения. Киргизы не только нападали на проходившие через их земли караваны, но даже вторглись в населенные области соседних государств и уводили жителей в рабство; почти до половины прошлого столетия русские поселения нынешних Ишимского и Курганского округов (Тобольской губерний – З.К.) были небезопасны от их набегов. Русские деревни подвергались их опустошению, и в половине прошлого столетия из степи иногда выбегали рабы и рабыни из русских, впрочем, большая часть русских пленных отправлялась в продажу в Туркестан. Наоборот, жители Туркестана часто являлись на рынке в Ямышево и в крепости Св.Петра; некоторые времена отличались особенным переполнением рынка рабами: это были времена смут и войн в Средней Азии. Такими временами были: смуты и падение Джунгарии, походы Абылая на каракалпаков и бегство калмыков в 1771 году из России в Китай».

Потанин Г.Н. Избранные сочинения в трех томах. Труды по истории, этнографии и фольклору.- Павлодар: ТОО НПФ «ЭКО», 2005.- Т.3.-с.30-31.


Кабульдинов Зиябек Ермуханович, доктор исторических наук, профессор, выпускник исторического факультета ОМГУ, «Лучший преподаватель вуза Республики Казахстан» по итогам 2007 года, Член Союза журналистов Казахстана, декан Факультета социальных наук Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева.

Источник: http://www.kazakh-tili.ru/?show=news&id=538
Категория: Мои статьи | Добавил: 329 (11.02.2012)
Просмотров: 3056 | Теги: толенгiт, торе толенгiт, торе, толенгут, торе толенгут | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
5. Ужасно
Всего ответов: 10
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0